Универсальный солдат. ГАЗ-69.

Оборонный заказ на эти многофункциональные машины ГАЗ получил в 1956 году. В первой опытной партии были автомобили с одним ведущим мостом. Но моноприводники показали себя не с лучшей стороны. Поэтому скоро они уступили место на конвейере полноприводным «землепроходцам», которые выпускались на протяжении долгих лет. Какие только «роли» не приходилось играть 69-му. Их использовали в подразделениях разведки, тылового обеспечения, химзащиты, в качестве санитарных, командирских и даже саперных автомобилей.

На них ставили пулеметы и даже ракетные установки. Для ГАЗ-69 выпускались и спецприцепы, превращавшие универсальный автомобиль то в мобильную электростанцию, то в полевую кухню. Более того, в зависимости от региона где служил «газик», менялись цвет его кузова и общая стилистика оформления экстерьера. В песках Узбекской ССР, например, спектр хаки смещался в сторону песчаного, под обладающий цвет ландшафта. А в Западной группе войск ГАЗ-69 оформлялись под окрас бронетехники армии ГДР.

Служили «69-е», пока не демобилизовались в ранге почетных ветеранов. И тут эти надежные машины стали объектами охоты жителей села. Списанные ГАЗ-69 охотно покупала колхозная номенклатура. По этому сценарию сложилась судьба нашего героя. Сойдя с конвейера в 1961 году, машина честно служила Родине, после чего отправилась на консервацию, продлившуюся вплоть до 1973 года, когда ее приобрел неизвестный нам труженик села. Машину он содержал в порядке, о чем свидетельствуют неплохо сохранившиеся узлы и агрегаты. Судя по всему, прежний владелец использовал ГАЗ-69 в основном для транспортировки мешков с пшеницей. Когда реставраторы через много лет разбирали машину, колосья и зерна сыпались изо всех щелей. И раз мы заговорили о реставрации, самое время перейти к рассказу об очередном перерождении самобытного русского джипа.

Коллекционер старинных автомобилей — Владимир, ГАЗ-69 разыскал в сельской глубинке под Оренбургом и отправил своим ходом в Москву. К чести ветерана немалое расстояние он преодолел без задержек и поломок, неспешно пыхтя по шоссе со скоростью 40 км/ч. Сегодня, после восстановления и доводки в разумных пределах, он передвигается по дорогам и бездорожью безо всякого напряжения, развивая на трассе недостижимые для своих современников 140 км/ч. Но для того, чтобы начать «летать», ему потребовалось больше года простоять в ремонте.

Началось все со сварочных и прочих работ, призванных восстановить кузов, пострадавший за время эксплуатации на сельском бездорожье. Затем автомобиль покрасили в родной для него цвет хаки. Попутно на армейских складах удалось раздобыть оригинальный тканевый тент, служащий крышей для ГАЗ-69. Внимательные к мелочам реставраторы восстановили цвет, строчку и общий стиль, что были характерны для «газиков» советской поры.

Приведя авто в чувство, а заодно в полное соответствие оригинальному внешнему виду, принялись за силовой агрегат и ходовую. Не самый мощный, да к тому же поизносившийся 52-сильный двигатель ГАЗ-69 заменили более современным аналогом — трехлитровым УАЗовским с «табуном» 90 л.с. Под новый движок подобрали и прочие ключевые агрегаты. Так на внедорожнике появилась механическая пятиступенчатая коробка передач, «раздатка» и мосты с подключаемым передним приводом — все узлы позаимствовали у современных моделей УАЗ. Заменили и ветхую электропроводку. Причем пришлось ее «плести» вручную, ориентируясь только на схему расположения источников и потребителей тока, а также конфигурацию световых приборов, которые имелись в наличии.

Получился настоящий советский хот-род: внешний облик прежний, исторически верный, а ходовые качества улучшены в соответствии с современными требованиями.

Не обошлось и без дополнительного оборудования. Так, на бортах кузова появились саперная лопатка и внушительных размеров канистра. Эта штука, по словам Владимира, выполняет важную миссию: в ней он возит на рыбалку и охоту чистый спирт!

comments powered by HyperComments