Из искры возгорится пламя

Свеча зажигания, казалось бы — небольшая деталь, но именно от качества ее работы зависят многие параметры эксплуатации двигателя. К примеру, нарушенное искрообразование заметно скажется ощутимым «подтраиванием» на низких оборотах и снижением мощности на высоких. Более того, системы управления двигателем, обеспечивающие нормы экологичности Euro 3 и выше, способны отключать подачу топлива в цилиндры, работающие с заметными пропусками воспламенения. Наиболее же это ощутимо на моторах без датчика положения распределительного вала, ведь в них приходится отключать два цилиндра из четырех — нет возможности определить, какой из двух цилиндров, поршни которых одновременно приходят в верхнюю мертвую точку, работает с пропусками. Подобное отключение половины двигателя вряд ли кому-то понравится.

Первый и самый очевидный параметр свечи — длина и диаметр резьбы. Точно так же важен и размер шестигранника под ключ: если при свободном расположении свечей, как, например, на моторах ВАЗовской «классики», его размер не критичен, то в узкий колодец современного многоклапанного мотора свечу с большим размером под ключ просто-напросто не завернуть.

Средняя тепловая нагрузка на свечу определяет ее необходимое калильное число, условно обозначающее способность свечи к передаче тепла от электродов в окружающую среду. Слишком высокая теплопередача (высокое калильное число) приведет к увеличению нагарообразования и перебоям в работе свечи, слишком «горячая» же свеча (с малым калильным числом) перегреется и быстро разрушится, а также может стать причиной самопроизвольного воспламенения смеси от перегретых электродов (так называемое калильное зажигание). При этом нужно учесть, что условная шкала калильных чисел у каждого производителя своя: так, советскому и российскому стандартному числу 17 (свечи А17ДВРМ, например) у Bosch соответствует число 7, у NGK — 6, у Denso и вовсе 20.

Классическая конструкция свечи зажигания с одним боковым электродом совершенствуется множеством способов. Так, серия NGK V-Line имеет паз на центральном электроде, благодаря которому искра возникает всегда с одного из его краев, что улучшает ее стабильность и, по идее, полноту и эффективность сгорания топливовоздушной смеси. Платиновые и иридиевые свечи имеют очень тонкий центральный электрод, а также увеличенный искровой зазор — это решение позволяет получить не только более мощную, но и стабильную искру, а применение благородных металлов, указанных в названиях свечей, значительно увеличивает их ресурс. С другой стороны, комплект таких свечей по цене равен нескольким комплектам обычных.

Многоэлектродные свечи известны в первую очередь распространенным заблуждением, что они дают несколько искр одновременно. На самом деле искра всегда пробивает самый легкий для нее промежуток, перебираясь от электрода к электроду по мере их износа, что, в теории, увеличивает ресурс подобных свечей. Разработана эта конструкция была в свое время в первую очередь для применения на двигателях, где замена свечей достаточно трудоемка — как, например, оппозитные двигатели Porsche.

Малораспространенная, но известная конструкция — так называемые форкамерные свечи, не имеющие бокового электрода как такового. Разряд у них происходит между центральным электродом и краем конической выемки в самом корпусе. Несмотря на несколько улучшенную эффективность при работе на высоких оборотах, слабая сторона подобных свечей — режимы холостого хода и частичных нагрузок: сказывается значительно ухудшенная вентиляция искрового зазора.

comments powered by HyperComments