Сможет ли компьютер заменить водителя на дороге

Безопасность движения автомобиля зависит от огромного числа факторов. Машина должна уверенно держать курс на высокой скорости, иметь достаточную степень «поворачиваемости» для нормального маневрирования и вхождения в повороты. Очень многое в обеспечении стабильности движения зависит непосредственно от водителя, его умения чувствовать автомобиль понимать его реакцию и своевременно реагировать на отклонения.

Развитие современных компьютерных «интеллектуальных» систем управления дало возможность некоторым ведущим разработчикам заявить о создании систем с искусственным интеллектом автономного управления автомобилем. Автопилот способен полностью заменить водителя. Набор компьютерных программ, каждая из которых будет самостоятельно отслеживать состояние машины с помощью большого числа датчиков и сенсоров, контролировать направление движения, наличие помех, выбирать оптимальный расход топлива и точно определять его местоположение.

Интернет и специализированные издания неоднократно рассказывали об испытаниях первых прототипов таких систем. Результаты испытаний, как и следовало ожидать, внушают надежду на скорое успешное завершение проекта.

Профессия водителя под угрозой исчезновения?

Так ли сложна работа водителя, и можно ли заменить человека электронным блоком? От каких факторов зависит безопасность движения и успешное достижение конечного пункта назначения? 

Оговоримся, пока что все электронные автопилоты рассчитываются для использования в условиях движения по строго определенному маршруту, например рейсового автобуса или такси. Для обеспечения безопасности движения предполагается использование целой систем контрольных видеокамер, фиксирующих обстановку на пути следования. Кроме того, для управления парком роботизированных автомобилей предусмотрено использование диспетчерского пункта управления движения и сервисной службы. Специалисты сервиса крайне необходимы для устранения технических проблем на дороге.

Идея такой системы управления не является каким-то эксклюзивным или новым решением. На больших машиностроительных заводах в Японии давно уже существует система из малогабаритных машин-тележек, управляемых центральным компьютером, Она полностью обеспечивает логистику перемещение сырья, комплектующих, деталей и готовой продукции внутри предприятия. Человек вмешивается в процесс только в крайнем случае.

Но условия заводского цеха сильно отличаются от обычной дороги. Работа водителя заключается не столько в непосредственном управлении автомобилем, сколько в профессиональном принятии решения на основании опыта, знаний и нюансов в сложной ситуации на дороге. От того правильно сделан выбор или нет зависит чья-то жизнь. И даже в условиях, когда движение транспортного средства строго управляется компьютером, оно представляет угрозу, прежде всего, для остальных участников дорожного движения. Отдельные дороги для движения автороботов строить не предполагается, хотя и вполне возможно.

Сами разработчики систем управления неоднократно признавали, что главной трудностью внедрения такой перспективной идеи является именно фактор присутствия на дороге иных объектов. Всевозможные виды автотранспорта, велосипедисты, люди переходящие дорогу, предметы, случайно оказавшиеся на дороге, в том числе выпавшие из багажа и вовремя не убранные с проезжей части, животные, птицы и т. д. В каждом конкретном случае система должна принять правильное решение руководствуясь набором логических правил и учитывая обстановку на дороге. Времени на принятие правильного решения очень мало, специалист диспетчерского центра вмешаться в логику машины может просто не успеть.

Интересно предложение китайских специалистов, занимающихся разработкой систем управления грузовым автотранспортом, рассчитанное на ближайшую перспективу. Было предложено создать обучаемую систему искусственного интеллекта «автопилот — человек» для работы на одном конкретном маршруте. В систему закладывается база знаний о дорожно-транспортных ситуациях на маршруте в течение последних 10—15 лет. На первом этапе, водитель при управлении автомобилем только учитывает рекомендации системы. На втором этапе, после полной адаптации интеллектуальной системы к конкретному маршруту, 90 % решений и управляющих манипуляций осуществляет компьютер. На третьем этапе водитель осуществляет только контроль работы системы управления. Предполагается, что если в течение 300 часов самостоятельной работы система не допустит грубых ошибок, дальнейшие перевозки будут осуществляться под управлением исключительно искусственного интеллекта. Применяться такие системы предполагается только для специальных скоростных дорог для грузового автотранспорта.

Угроза исчезновения профессии водителя, несомненно, есть, все зависит от сюрпризов и новинок, преподносимых развитием современной техники.

comments powered by HyperComments